Wednesday, June 17, 2009
Horus Archive
На фестивале в Лодзи была представлена совершенно необычная выставка венгерского фотографа, режиссера, сценариста и кинооператора Шандора Кардоша (Sandor Kardos) под названием Horus Archive. Оказывается, что в Венгрии есть традиция раз в год выбрасывать из дома все ненужные вещи. При этом они выставляются перед домом так, чтобы посторонние люди могли взять себе все, что их заинтересует. Выбрасывается мебель, одежда, книги, старые картины и … ненужные фотографии. Именно эти фотографии, от которых отказались их обладатели, и начал собирать Кардос с середины 1970-х и занимается этим до сегодняшнего дня, не брезгуя лазить по мусорным бакам и свалкам.
Horus Archive означает “Архив Гора”, где Гор – бог в древнеегипетской мифологии. Глаз Гора, Уаджет, служил отдельным сильным символом, в частности в иероглифическом письме он обозначал объединение фрагментов. Именно эта метафора была выбрана Кандорсом для его постоянно пополняющегося архива выброшенных любительских фотографий (на сегодняшний день их уже около 200 тысяч). Собранные вместе они создают целостность, говорящую нам о чем-то большем, чем каждый отдельный снимок. Кардош комментирует свой архив так: “Ошибка – это дар провидения. Ошибка – это момент, когда не фотограф, а сам Бог нажимает на спуск затвора”. Можно ли сказать, что нам даны для рассмотрения игры Бога с фотографией? “Четкие, непосредственные снимки, временами нудные, временами глупые, в своей массе создают рассказ, от которого трудного оторвать глаз“, - пишет польский критик фотографии Анна Цымер.
Архивные фотографии Кардоша весьма интересным образом задают вопрос о самой природе фотографии, о ее способности зафиксировать решающие моменты нашей жизни. Ведь разве не за это мы любим фотографию? И эта фиксация доступна как профессиональным фотографам, так и любителям. Мы не знаем авторов представленных на выставке снимков, их имена навсегда утрачены. Но так как перед нами бытовая фотография и, более того, “неудавшаяся фотография”, мы можем догадаться, что она создавалась не профессионалами, а любителями. При этом сам факт помещения этой фотографии в пространство художественной галереи и выборка Кардоша, благодаря которой на выставку попали наиболее интересные снимки, стирает границы между профессионализмом и любительством, придает равную ценность и той и другой фотографии, выводя критерий качества на некоторый более высокий уровень: хорошая фотография – это не техническая и композиционная безупречность, это не концепция, а это фотография, способная уловить нечто жизненное.
Глядя на галерею забракованных фотографии, можно размышлять также о том, как ценность фотографии понимается на бытовом уровне, что обычно считается “хорошим” или “неудачным” снимком, почему та или иная фотография, которую мы сейчас рассматриваем на стене выставочного зала, была когда-то кем-то выброшена, какие вкусовые предпочтения стояли за этим решением, какие ошибки и несовершенства пытались скрыть, отправляя эти фотографии в мусорный бак.
Horus Archive вносит огромный вклад в культурную историю фотографии и историю использования фотографии, что уже 1980-х признали историки. Необычный проект Кардоша прочно занял свои позиции в истории венгерской фотографии.
Опубликовано: http://www.photoscope.by/telescope/view/112.html
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment