Sunday, June 21, 2009

Есть ли будущее у фоторепортажа?


В связи с выставкой “Люди, события, факты”, приуроченной к 20-летию “Газеты Выборчей”, фоторепортеры и фоторедакторы газеты высказались о роли и будущем пресс фотографии и фоторепортажа.




Славек Каминский (Slawek Kaminski), фоторепортер. То, что фоторепортаж потерял свое привилегированное положение, произошло естественным образом. Он главенствовал в прессе в течение долгих лет. В Польше с 1950-х по 1980-е. И только в конце 1990-х сменились и его определение, и форма. Появились снимки, которые уже не соответствовали прежним критериям. Фоторепортаж заменили портреты людей, порой помещенных в разные искусственные позы. Такие фотографии стали чем-то новым. В конце концов, сегодня трудно себе вообразить классический фоторепортаж из 8-9 снимков о том, как, например, пекут хлеб. Это же страшно нудно! Теперь у нас есть MTV, YouTube, подкасты и слайдшоу. И еще одна интересная вещь: в нескольких бумажных энциклопедиях, которые лежат у меня дома, уже отсутствует слово “фоторепортаж”.

Дамьян Крамский (Damian Kramski), фоторепортер. Новостной снимок живет недолго, так как быстро теряет свою актуальность. А вот фоторепортаж всегда рассказывает о чем-то важном, независимо от места, времени и темы. К сожалению, сегодня фоторепортаж умирает, прежде всего, умирает в газетах. Зато в других медиа обретает свою новую жизнь.

Беата Лыжва-Сокол (Beata Lyzwa - Sokol), фоторедактор. Большинство газет перемещается сейчас в Интернет, бумажные издания сокращаются. Скоро большинство из нас будет читать прессу только с экранов портативных компьютеров, помещающихся в сумке или кармане одежды. Во время расцвета телевидения исчерпалась сама форма фоторепортажа как серии снимков, рассказывающих какую-то историю. Большинство фотографических материалов не выдерживает конкуренции с фильмом. Происходит это потому, что есть совсем немного фоторепортеров, способных рассказать впечатляющую и мудрую историю. Доступность цифровой фотографии привела к тому, что сегодня фотографирует почти каждый. К сожалению, каждому также кажется, что он хорошо разбирается в фотографии и может работать фоторепортером. Ни один Интернет портал не обходится сегодня без фотографии. Но, к сожалению, только немногие издатели ценят хорошую фотографию, то есть такую, благодаря которой можно узнать что-то интересное о мире, в котором мы живем. И, в общем, неважно, где размещен репортаж, важно его качество. Бумажная пресса перемещается в Интернет, и там также должно найтись место для вдумчивых фотографий и фоторепортажа.

Бартош Бобковский (Bartosz Bobkowski), фоторепортер. Снимок в Интернете живет несколько часов, снимок в газете – максимум несколько дней, в альбоме снимок будет жить годами. Но при этом в альбоме снимок увидят несколько тысяч человек, в газете – несколько сот тысяч, а в Сети, может быть, даже несколько миллионов. В связи с этим возникает вопрос: а важно ли для пользователя Интернета качество фотографии? Не знаю. А для читателя газеты? Очень надеюсь. Но, в общем, не зная точного ответа на этот вопрос, мы постепенно приходим к выводу, что для фотографии хорошо подходит каждое место – что экран в метро, что галерея “Захента”. Важно только, чтобы среди всего этого информационного шума, который нас окружает, фотография могла вызывать эмоции - волнение, смех, гнев.

Адам Голец (Adam Golec), фоторепортер. Я являюсь фундаментальным сторонником публикации фотографии в прессе, и никто не сможет лишить меня веры в смысл этой публикации. Чаще всего пресс фотография живет только один день, но этот день для хорошей новостной фотографии и есть тем, для чего она была создана. Сила, которую придает ей тираж газеты в 500 тысяч экземпляров, стоит того, чтобы этот день прожить. […] Интернет дал фоторепортерам виртуальный мир, в котором можно продлить жизнь репортажного снимка. Опубликовать его в чистом виде или в виде мультимедиа, новом формате, дополняющем классический фоторепортаж. Здесь фоторепортер уже не выступает в известной нам роли. Он должен снарядиться камерами и диктофонами. Это уже отходит от практики чистой фотографии. В фотокастах важна серия, звуковая наррация, эффектный монтаж. Это новый мир, от которого нам не удастся убежать, но все же он не заменит хорошего репортажа. Быстрая смена кадров не дает возможности сконцентрироваться на каждой отдельной фотографии, рассмотреть композицию, вторые планы, проанализировать образ.

No comments: