В мае этого года в рамках фестиваля фотографии в Лодзи прошла выставка Анджея Ружицкого (Andrzej Różycki) “Светлой памяти аналоговой фотографии”. “Смерть традиционной фотографии – уже свершившийся факт. Это случилось несколько лет назад и, кажется, что тотальная и революционная трансформация затронула всех художников, критиков и исследователей фотографии. Все оказались совершенно беспомощными перед этим явлением. Возникло неловкое молчание.
Мне кажется, что сейчас не хватает мышления и углубленной рефлексии о природе фотографии, как до, так и после произошедшей трансформации. Мое поклонение классической фотографии, а также потребность теоретической рефлексии и художественного действа беспокоили меня уже много лет, пока в конце концов не родился проект “Светлой памяти…”. Иногда я надеваю маску клоуна, так как не знаю, действительно ли стоит оплакивать эту смерть такими горькими слезами […]. Насколько мне известно, никто еще официально не объявлял о смерти фотографии, никто еще не совершал прощального фотографического жеста. Эта честь досталась мне. Жест меланхолии, ностальгии? Пусть будет так. Кто-то же должен, в конце концов, сообщить семье фотографов об утрате”, – так объясняет автор смысл своей выставки.
Сразу нужно сказать, что выставка Ружицкого, польского фотографа с 45-летнем стажем, не является по сути фотографической, так как на ней не представлена ни одна фотография. Вместо этого в классические рамки помещены различные инсталляции с использованием фотоаппаратов: капличка, где вместо Божьей Матери из-за искусственных цветов выглядывает Agfa Prontor II, или выкрашенный в белый цвет фотоаппарат среди фарфоровых белых ангелов, или камера “Зенит”, где вместо объектива вставлены наручные часы, и подписью “Объективно прошедшее время”.
Этот проект, конечно же, можно воспринимать как шутку, как развлечение на фоне других, “серьезных”, “настоящих” работ фестиваля. Однако в каждой шутке есть доля правды. И прилагаемый к выставке каталог имеет уже совсем другую тональность. В нем Ружицкий разместил дневник, который он начал писать за четыре месяца до открытия выставки и в котором он собирал все свои размышления о современной трансформации фотографических практик и самой культуры фотографии в связи с массовым переходом на цифровые технологии. При работе с аналоговой фотографией, пишет Ружицкий, требовались годы для освоения техники, теперь же при покупке цифрового аппарата вас инструктируют, как им пользоваться, всего за 10-15 минут. Фотоаппараты сейчас есть практически у всех, потому что все последние модели мобильных телефонов обязательно выходят со встроенными фотоаппаратами. Фотографировать стало легко. Также легко можно удалить непонравившуюся фотографию. А что касается эстетики, то никого это особенно сейчас не волнует, все фотографируют, как хотят. По крайней мере, углубленным изучением классики никто, кроме студентов фотографических школ, не занимается, вместо этого по быстрому используют эффекты, подсмотренные где-то в рекламе и медиа. И эти процессы уже не остановить и не повернуть вспять. Остается только догадываться, как именно изменится наше использование фотографии в ближайшие десятилетие.
Не хочется также, чтобы проект Ружицкого воспринимался как недовольное ворчание человека старшего поколения из-за потери этических и эстетических идеалов фотографического образа с приходом цифровых технологий. В своем дневнике автор неоднократно подчеркивает, что он не обвиняет цифровую фотографию и не испытывает к ней неких негативных чувств. Скорее его волнует описание и фиксация самого момента перехода из одной культуры образа в другую. Что же станет с легендарной и метафизической темной комнатой, спрашивает автор, с ее запахами, с ее закрытостью от постороннего взгляда? Разве мистическая темная комната сама по себе не достойна дифирамбов, стихов, повестей?
Опубликовано: http://www.photoscope.by/telescope/view/144.html
No comments:
Post a Comment