Sunday, June 14, 2009

“Интерпретируя фотографию. По следам Сьюзен Зонтаг"


Во время майских фестивалей фотографии презентировали недавно изданную в Кракове книгу “Интерпретируя фотографию. По следам Сьюзен Зонтаг“ ("Interpretując fotografię. Śladami Susan Sontag", 2009). Книга представляет собой сборник текстов под редакцией Томаша Ференца и Казимежа Ковалевича.





Почему Сьюзен Зонтаг? Возможно, для русскоязычных читателей, которые никогда не держали в руках книги этого автора, хотя, скорее всего, не раз слышали само имя, появление такой антологии может показаться странным событием. На полках книжных магазинов до сих пор нет убедительных монографий, освещающих различные периоды национальной фотографии, хотя Польша, по сравнению с нами, ушла далеко на десятилетия вперед в осмыслении истории и теории как своей, так и мировой фотографии. Но все же появление антологии не случайно, если учесть тот факт, что главная книга Зонтаг “О фотографии”, была переведена на польский почти 20 лет назад, в 1986 году, а в оригинале она вышла на английском в 1977. В течение многих лет широкому кругу читателей была доступна книга, которую по степени влияния ставят на один уровень со знаменитой “Светлой комнатой” Ролана Барта. И хоть Зонтаг не создала своей цельной теории фотографии, ее размышления были настолько интересными, яркими и глубокими, что до сих продолжают вдохновлять теоретиков и фотографов на осмысление природы фотографического образа и социальных аспектов его использования. Вот некоторые из ее высказываний:

“Фотография не только дает человеку воображаемое обладание прошлым, она также помогает человеку возобладать над пространством, в котором он не чувствует себя в безопасности. Именно поэтому фотография так прочно соединилась с одной из самых популярных современных активностей: с туризмом”.

“В последнее время фотография почти уже стала таким же популярным развлечением, как танцы и секс. А это значит, что она, как и любая форма массового искусства, уже не воспринимается большинством людей как искусство. Она превратилась в социальный ритуал, в способ избавления от тревог, в инструмент власти”.

“Фотографировать людей значить совершать над ними насилие, потому что через фотографию мы видим их такими, какими они никогда не увидят себя сами, мы получаем о них такое знание, которого они не имеют. Фотография превращает людей в объекты, которыми можно обладать символически. Если фотоаппарат – это сублимация оружия, то фотография – это сублимированное убийство”.

Сюзен Зонтаг, американская писательница, философ, литературный критик, политический активист, выразила свой интерес к фотографии не только в сборнике эссе “О фотографии”, но также и в книге “Рассматривая боль других” (2004), посвященной современной фотожурналистике. Обеим этим книгам уделено внимание в антологии текстов, подготовленной польским авторами. По мнению редакторов, антология должна стать “своеобразной оплатой долга и почтением памяти Автора, которому все занимающиеся фотографией бесконечно благодарны за вдохновение”. Издание этого сборника стало также еще одним поводом насладиться контактом с потрясающими текстами Сюзен Зонтаг.

Нужно отметить, что антология собрала весьма впечатляющую команду авторов. Сам Томаш Ференц хорошо известен теоретикам фотографии книгой “Фотография – дилетанты, любители и художники”, посвященной социологическому исследованию современных практик использования фотографии в Польше. Помимо вступительной редакторской статьи, Ференц написал текст о том, как Зонтаг анализировала творчество Дианы Арбус и понимала ее место в современной культуре. Свою статью также подготовила Марианна Михаловская, известный польский теоретик фотографии, автор двух книг. Адам Мазур, искусствовед, куратор варшавского Центра современного искусства (Замок Уяздовский), организатор двух крупных выставок “Новые документалисты” и “Эффект красных глаз”, написал о том, как идеи Зонтаг могут быть использованы для анализа фотографических репрезентаций Холокоста. Марта Цихоцка, поэт, фотограф, переводчица, развила свою “Балладу о Сьюзен и Анне”, которая впервые появилась в прошлом году в сокращенном виде в “Фотографическом бюллетене”. Собрав множество интервью и воспоминаний, Цихоцка в очень тактичной и осторожной, но в то же время увлекательной манере попыталась описать многолетние любовно-дружеские взаимоотношения между Зонтаг и Анной Лейбовиц.

В антологию, таким образом, вошло 11 текстов:

Славомир Магала, Дикое поле современной культуры.
Марианна Михаловская, Зонтаг Revisited.
Катажина Кулаковская, Снимок как "вещественное доказательство".
Адам Мазур, Негативное свидетельство. О фотографических способах репрезентации Холокоста в современном искусстве в контексте творчества Сьюзен Зонтаг.
Магда Гарнцарек, Принуждение к смотрению - нежелание видеть. Как без угрызений совести рассматривать репортажные фотографии?
Эвелина Вейберт-Восевич, Фотография и ее морально-этические аспекты.
Иза Францкевич, Может ли фотография лгать?
Илона Вишневская-Вейс, Заглянуть за подкожную ткань.
Томаш Ференц, Чарующие кошмары Дианы Арбус.
Марта Элой Цихоцка, Баллада о Сьюзен и Анне.
Казимеж Ковалевич, Краткое введение в социологию образа.

No comments: