Thursday, June 25, 2009

Мода и портрет. Серые будни профессиональных фотографов.


Очередная встреча с фотографами, которую организовала варшавская галерея “Захента” для поддержки выставки “Люди, события, перемены”, была посвящена теме моды и портрета. Своим опытом многолетней работы в этой сфере поделились репортеры “Газеты выборчей” Адам Козак (Adam Kozak) и Михал Мутор (Michal Mutor).





Точно так же, как спортивные фотографы получают заказ на съемку какого-либо матча, а фотографы, освещающие политические события, не должны пропустить ни одного выступления в Сейме, фотографы-портретисты получают редакторское задание на подготовку фотографий, иллюстрирующих ту или иную статью или интервью. Фотограф имеет в своем распоряжении от нескольких часов до нескольких дней, чтобы встретиться с человеком и сделать его портрет. Как правило, ни редакция, ни автор статьи не дают фотографу никаких четких инструкций о том, как именно этот портрет должен быть снят. Как же удается распорядиться этой свободой?

Конечно, всегда можно сделать простой стандартный портрет. Однако, амбиции подталкивают к тому, чтобы придумать портрет интересный. Главным при этом становится способность генерировать идеи, изобретать такие сцены и такое позирование для модели, которых еще никто до этого не делал. На встрече в “Захенте” рассказали забавную историю об одном горе-фотографе, который пришел на съемку с идеей, что его модель будет сфотографирована, катаясь на велосипеде. И он продолжал настаивать на такой фотографии даже после того, как модель сказала ему, что никогда в жизни не каталась на велосипеде. Какая же связь между фотографируемым человеком и той сценой, которую выдумывает для снимка фотограф? С одной стороны, фотограф стремится сделать необычную интересную фотографию, а с другой стороны, нужно сохранить некую правду о фотографируемой личности. В такой ситуации знание фотографа о том, кого именно он фотографирует, является базовым условием хорошего портрета.

Однако, помимо эрудиции и интересных идей, от фотографа-портретиста требуется освоить также мастерство психологии. Особенно актуально это стало в последнее время из-за расцвета цифровых технологий. Количество практикующих фотографов увеличилось в разы, и все хотят снять портреты знаменитых людей. Именно поэтому знаменитости (а ведь именно их, как правило, приходится фотографировать для газетных статей и интервью) начинают отказываться от встреч с фотографом, говоря, например, что они уже участвовали в нескольких фотосессиях ранее и что, если газете нужна фотография, то пусть воспользуются теми снимками, которые уже есть. Задача фотографа в этом случае – уговорить человека на новую фотосессию. Однако даже если модель удастся уговорить, проблемы на этом не кончаются. Так, человек может прийти на фотосессию с четкой идеей, как именно его/ее нужно фотографировать и не будет соглашаться на предложения фотографа сделать это иначе. Здесь фотографу тоже нужно пускать в ход приемы убеждения. Иногда приходится отснять первую сессию так, как этого требует модель, но сразу же, под любым предлогом, договориться на вторую встречу, где попытаться все же реализовать свой замысел.

Цифровые технологии изменили коммуникации между фотографом и моделью также и в другом моменте: отборе полученных снимков. Раньше о результатах фотосессии фотограф узнавал, только проявляя фотографии в темной комнате. Теперь же удачи и неудачи моментально видны на дисплее фотоаппарата или на мониторе компьютера. С одной стороны, это дает больше свободы. Работая с цифрой, фотограф может позволить себе поэкспериментировать со светом и с чем угодно еще, зная, что все можно будет в тот же момент подкорректировать, если результат окажется неудовлетворительным. С другой стороны, модель получает возможность сразу же видеть результаты съемки. Некоторые люди целиком полагаются на вкус фотографа и не проявляют особого интереса к полученным снимкам, но некоторые начинают очень активно влиять на финальный отбор, вплоть до того, что требуют удалить те или иные фотографии. Как признались Адам и Михал, иногда, под давлением портретируемого, приходится удалять очень удачные фотографии. Но в конечном итоге и здесь также ключевую роль играет способность фотографа убедить модель в своей правоте.

“Портрет – это разговор, – говорил Михал Мутор ранее в интервью “Газете выборчей”. – Нужно уметь сосредоточиться на человеке. Такое ощущение, что большинство людей, если уж решаются прийти ко мне в студию, то ведут себя, как в кабинете у врача. Доверяются мне, как врачу, отдают себя в руки профессионала”.

После съемки фотографии попадают на стол фоторедактора, где отбираются лучшие снимки для публикации. Преимущество фоторедактора состоит в том, что ему не известна история создания снимка и поэтому он видит и оценивает только конечный результат. Фотограф же, в силу каких-то субъективных причин, может испытывать особую симпатию к снимкам, которые далеко не всегда являются объективно лучшими.

И, наконец, предпечатная подготовка. На вопрос из зала, пользуются ли портретисты “Фотошопом”, фотографы ответили положительно. Например, Адам Мутор подготовил серию портретов, копирующих известные живописные полотна. Этот проект изначально задумывался так, что в его реализации будет помогать оператор “Фотошопа”. Используют “Фотошоп” также и в издательстве, доводя фотографию до таких технических стандартов, которые необходимы для качественной публикации. С другой стороны, был приведен пример календаря с фотографиями знаменитостей, который готовила газета. Одна известная дама, которая очень хотела попасть в этот календарь, настаивала, чтобы ее снимок был подкорректирован: убраны складки на шее и другие проблемные места на коже. Фотографы, однако, не могли на это согласиться и отказались от публикации ее портрета вообще. Иными словами, в области портретной фотографии необходим некий баланс между разумным использованием “Фотошопа” и злоупотреблением. Конечно, все хотят выглядеть на фотографии красиво. Но профессиональный фотограф может добиться этого и чисто фотографическими средствами.

No comments: