Monday, June 22, 2009

Как изменилась спортивная фотография за последние 20 лет?


Выставка репортажной фотографии “Люди, события, перемены”, приуроченная к 20-летию ведущей польской газеты, “Газеты выборчей”, сопровождается также регулярными встречами с фотографами и фоторедакторами газеты. Последняя встреча, в которой приняли участие Куба Атис (Kuba Atys), Бартош Бобковский (Bartosz Bobkowski) и Мечислав Михалак (Mieczyslaw Michalak) была посвящена спорту. Так как же изменилась спортивная фотография за последние 20 лет?





“Все более мощные и ясные объективы, быстрый автофокус и сотни фотографий, которые помещаются на одну карту памяти, позволяют зафиксировать самые яркие моменты соревнований. Сегодня изменилось и восприятие спорта, который перестал быть сферой интересов только узкой группы профессионалов в трико и стал повседневностью, стилем жизни и модой для многих людей. Спортсмены стали иконами поп-культуры, а события их личной жизни теперь кажутся такими же важными, как и их спортивные достижения. На спортивных соревнованиях теперь охотно появляются политики, актеры и поп-звезды”, – пишет организатор встречи и куратор выставки Иоанна Киновска.

Вот некоторые из тем, которые обсуждались на встрече.

Сегодня фотографы не платят, чтобы снимать спортивные соревнования, но по этой причине их возможности становятся все более и более ограниченными. На олимпиадах фотографам отводятся строго обозначенные места, и вся съемка должна вестись только оттуда. Это приводит к тому, что фотографы получают более-менее одинаковые кадры. Возможности для творческого подхода к изображению событий сведены к минимуму. Из ситуации по-своему выходят крупные фотоагентства. Они высылают на мероприятие не одного или два, а несколько десятков фотографов, которые занимают все возможные и, как правило, лучшие места. Их не особенно интересует творческих подход, но благодаря количеству агентство получает фотографии таких моментов, которые не всегда удается зафиксировать рядовому репортеру. В результате газета, оправляя в командировку своего фотографа, все равно потом покупает снимки у фотоагентства.

Есть также телевидение, которое платит большие деньги за возможность съемки соревнований, чтобы потом зарабатывать на трансляции. Поэтому к телевидению сейчас особое, привилегированное, отношение. Технологии развиваются очень быстро, и, вероятно, в скором времени появится возможность использовать кадры видео как фотографию, то есть, они будут такого же хорошего качества. Тогда, технически, необходимость в фоторепортаже отпадет: на матч можно будет оправить только оператора, а потом вырезать из его видео кадры для публикации в газете. К тому же Интернет-издания все чаще предпочитают размещать видео (каким бы ни было его качество), а не фотографию. Например, более интересным, определенно, будет размеcтить видео ролик о том, как был забит гол, нежели показать только одну фотографию. Но все же фотографический репортаж мы любим не только из-за качества картинки. Фотография – это остановленный момент, который мы можем подолгу рассматривать, думая над смыслом и формой. За фотографией также всегда стоит живой человек, который создал этот снимок, вложил в него свое субъективное видение, эмоции, душу. Нарезки из видео никогда не будут этого иметь. Это будут чисто технические картинки, лишенные всякой магии.

Конкуренцию составляет и бесчисленная армия фотолюбителей, которая с каждым годом вооружается все более и более совершенной аппаратурой. Они приходят на матч, фотографируют, а потом продают свои снимки газетам. Конечно, есть вероятность, что их снимки будут такого хорошего качества, что газета их купит и опубликует. Однако, это будут случайные снимки. Что отличает профессионального репортера от фотолюбителя, это даже не качество аппаратуры, а умение получать стабильные и предсказуемые результаты. Если газета отправляет своего репортера на соревнования, то репортер, если он профессионал, всегда возвращается со снимками хорошего качества, какие бы ни были условия и какой бы ни была ситуация. Возможно, газета потом купит фотографию у агентства, потому что свой репортер не смог снять какой-то определенный момент, который как раз нужен редакции. Но тем не менее, все остальные снимки забираются в архив газеты как качественно подготовленный материал.

И, наконец, расцвет “Фотошопа” тоже оказал свое влияние на современный репортаж. Существует правило: в репортерской фотографии нельзя изменять контент. Нельзя вклеить в кадр мяч, если его там не было, или передвинуть этот мяч на сантиметр вправо или влево. Обман все равно будет раскрыт, ведь на соревновании было много фотографов, было телевидение, все моменты в итоге были зафиксированы. Например, агентство Reuters после серии скандалов подготовило для своих репортеров специальный свод правил по использованию “Фотошопа”, где перечислеются, что можно, а что нельзя делать с фотографией. Нарушение этих правил грозит увольнением из агентства. Также Reuters заявило о начале проверки фотографии специальной программой по выявлению аутентичности снимка: программа ищет в файле цифровой фотографии информацию о всех изменениях, которые претерпел данный снимок. Иными словами, репортер должен думать о качестве фотографии во время съемки.

No comments: