Saturday, January 5, 2008

"Лошица"

(Опубликовано на сайте «Новая Европа» (http://n-europe.eu/) в 2006 году)

Лошица, Лошица, Лошица…Это слово стало фоном, неумолкающей мантрой в моей голове, как только я вошла в галерею NOVA, 6-го сентября в 18.00. Казалось, еще совсем недавно где-то мелкала информация о конкурсе, но вот Владимир Парфенок уже подводит итоги этого “уникального выставочного фотопроекта”, посвященного парку Лошица. “По-настоящему демократичная” выставка собрала 39 работ двадцати авторов, как новичков, так и профессионалов, таких, например, как Михаил Гарус, Юрий Васильев, Виктор Журавков, Даниил Парнюк и сам куратор галереи и проекта Владимир Парфенок.



Людей собралось немало. Приехали даже те, кто вообще редко захаживает на подобные мероприятия. Девушка-репортер и оператор с СТВ пытались отловить кого-то для интервью. После короткого разговора с Парфенком, она сказала, что ей все-таки нужны восторженные отклики о выставке и устремилась к кому-то из проверенных знакомых. Среди медлительных метров фотографии суетилось множество девушек с неестественно возбужденными лицами, что выдавало в них юных фотографинь, которые без претензий, но со свойственной молодости напористостью пытались оббежать белорусские фотографические поля. В качестве продолжения экспозиции красовались три стенда с новинками белорусской печатной продукции: яркими толстыми книгами о войне, лесах и болотах, а также о Великом Княжестве Литовском.

Но в целом выставка прошла в очень теплой атмосфере. В разговорах со знакомыми то и дело мелкал вопрос: “А вы бывали в Лошице?” И когда я слышала скромное “Нет”, от этого мне, например, становилось легче, потому что как-то так получилось, что в Лошицком парке я не была и знала о нем лишь то, что иногда там девушки назначают свидания любимым мужчинам. В аннотации к выставке было сказано, что “если вы еще не были влюблены в Лошицу, то это непременно случится сегодня”. И я думаю, цель была достигнута. Даже в своем выступлении Парфенок признался, что многие из гостей подходят и говорят ему, что уже буквально завтра поедут смотреть парк. Мне также понравилось, когда он сказал: “Вот иногда думаешь, куда пойти фотографировать – ну, конечно же, в Лошицу, и там идешь, а тебе навстречу – люди с фотоаппаратами на шее или со штативами…” И после этих слов пока еще неизвестная мне Лошица предстала таким тайным местом влюбленных и фотографов. А потом Светлана Ищенко, специалист по Лошицкому парку и журналист газеты “Культура”, рассказывала о проблемах: о тракторах, которые оставляют расхлябанные колеи на газонах и повреждают корни вековых деревьев, об усадьбе, которой уже давно нужна реставрация, о том, что на территории парка собираются строить развлекательный центр и о том, что общественность не должна молчать. Виктор Журавков высказал восхищение “нечеловеческой талантливостью” куратора и тем, как удачно были размещены столь разные работы. И Парфенок благодарил Альберта Цехановича за помощь, потому что, как оказалось, весь день накануне они потратили на то, чтобы развесить фотографии, меняли их местами то так, то эдак, пока работы, наконец, не подружилось друг с другом.

Мне кажется, я уже давно не была на выставке, посвященной вот так вот какому-то одному объекту. И фотографии оказались очень хорошие: в них присутствовала не только техника, но также мысль и любовь. Почему-то казалось, что в них много любви – к этому парку, как если бы все фотографы, еще до доклада Светланы, уже знали, что парк исчезает и эти снимки последние. К этим фотографиям хотелось возвращаться вновь и вновь, и, конечно же, они стоили того, чтобы приехать ради них в Минск. Во время презентации мы аплодировали всем авторам, которых называли поименно…

С выставки я возвращалась под моросящим дождем с мыслями о приближающейся осени и необходимости переходить на коньяк, а также с твердым решением обязательно поехать в Лошицу, со спутником или фотоаппаратом.

No comments: