Опубликовано на "Фотоскопе": http://photoscope.by/dialogs/view/15.html
– Лив, это Ваш первый приезд в Беларусь?
– О нет, это уже третий. Примерно в это же время год назад мы приезжали в Минск налаживать связи с Музеем современного искусства и договорились о выставке. Потом в июне мы приехали еще раз, чтобы открыть выставку “Балансируя между Стокгольмом и Минском”, где были показаны работы выпускников школы Михаила Педана “Культурама”. А в этот раз мы привезли выставку в Витебск. Я очень рада, что мне удалось увидеть что-то еще кроме Минска, посетить этот маленький город, узнать его историю, а также историю известных авторов Шагала и Малевича.
– И какие у Вас впечатления от Беларуси?
– Беларусь очень сильно отличается от Швеции! Но я думаю, что самое большое мое впечатление здесь – это искренняя и страстная вовлеченность людей в фотографию. Я говорю о минском Центре фотографии, этом небольшом круге людей с Алексеем Шинкоренко, студентами и учителями. Они по-настоящему интересуются фотографией. Они на самом деле хотят что-то изменить, на самом деле хотят сделать фотографию более видимой в обществе в целом.
– Да, ситуация в Беларуси изменяется из года в год. В Союз фотографов уже вступило около 200 человек, и есть группа людей, которые активно интересуются фотографией и действительно хотят сделать фотографию видимой, доказать, что белорусская фотография существует. Сейчас пришло такое время, которое я бы назвала временем публичных дебатов. Люди захотели обсуждать вместе разные вопросы, связанные с фотографией, вместе находить решения проблем.
– Да, это действительно производит сильное впечатление, когда люди, имеющие общий интерес, объединяются и получается нечто большее, нечто, выходящее за рамки индивидуальных интересов.
– Лив, я бы хотела перейти к более конкретным вопросам и попросить Вас рассказать о стокгольмском Центре фотографии. Я знаю, что есть веб сайт, но, к сожалению, он на шведском языке…
– У сайта нет англоязычной версии, потому что он ориентирован в первую очередь на местный контекст, на шведскую фотографию. Что касается нашего Центра, то у него есть своя история. Изначально существовал Центр фотографии (Photography Center), который в конце 1990-х превратился в другую организацию под названием Index, которая занималась не только фотографией, но и различными видами современного искусства. А Центр фотографии как таковой перестал существовать. Однако через некоторое время он возродился, как птица Феникс, но уже со слегка измененным названием (Center for Photography). В то время велись очень активные дискуссии на тему того, какой должна быть фотография, является ли фотография искусством (то есть, поднимались все эти общие вопросы о статусе фотографии как искусства), должна ли она быть художественной или документальной. И было довольно жесткое разделение между приверженцами этих двух направлений. Впрочем, эта дискуссия длилась всегда, периодически появлялись какие-то обострения, в 1960-е, 70-е, 80-е. И те же самые, или почти те же самые, вопросы задаются даже сегодня по поводу разных практик фотографии.
– И как Центр связан с этими дебатами?
– Центр фотографии хочет объединить различные виды и жанры фотографии, хочет дать признание самому широкому спектру различных фотографических практик.
– Вы действительно говорите о разной фотографии? Рекламная, фэшн, туристическая, семейная тоже может рассчитывать на благосклонное в себе отношение?
– Это, конечно, зависит от обстоятельств, но каждый из представителей разных видов фотографии может стать членом Центра, ведь что у нас членская организация. На сегодняшний день Центр объединяет 300 человек.
– И что нужно сделать, чтобы стать членом Центра?
– Нужно быть профессиональным фотографом.
– По каким критериям Вы отделяете профессионального фотографа от непрофессионального?
– Прежде всего, фотограф должен иметь соответствующее образование. Это могут быть бакалаврские программы и магистратуры. Например, у нас есть Академия искусств, Высшая школа фотографии в Гетеборге, есть Konstfack. Это значит, что в общей сложности нужно учиться около 5-6 лет. Конечно же, помимо образования должна быть и практика, то есть, работа фотографом.
– И все члены Центра фотографии соответствуют этим критериям?
– Да.
– Это довольно впечатляюще.
– Да. У нас очень сильный Центр, он объединяет множество разных жанров фотографии и разных фотографов. Но большое значение играет также то, кто руководит галереей, кто составляет программу выставок. У нашего Центра есть своя галерея, и мы проводим около девяти выставок в год. Это могут быть курируемые выставки. Так, например, я выступаю куратором 3-4 выставок в год. Потом мы также сотрудничаем с различными организациями, например, с Высшей школой фотографии в Гетеборге, со школой “Культурама”, и это значит, что в нашей галерее проходит финальный показ студенческих работ. Самая главная цель, которая стоит перед галереей, это предложить действительно интересную, увлекательную программу, и поэтому кураторские проекты и персональные выставки в основном направлены на молодую фотографию.
– Я видела на сайте объявление о выставке Дезире Долрон, известной художницы из Нидерландов.
– Нет, это не наша выставка. Она проходит в Доме фотографии, но мы сделали объявление об этом событии на нашем сайте, потому что Центр фотографии проводит воркшопы, семинары, встречи с авторами, дебаты. То есть, наша цель состоит в том, чтобы производить … дискуссию, чтобы дискутировать на тему фотографии и всего, что с ней связано, чтобы, собственно, и быть центром фотографии.
– Лив, могу я задать Вам вопрос, касающийся довольно больной для Минска темы: финансирования? Мы тоже хотим организовывать у себя встречи, дебаты, семинары, но когда становится понятно, что для покрытия расходов, связанных с приглашением гостя и арендой помещения, встречу приходится делать платной, то многие оказываются очень разочарованными. Как решает эту проблему Центр фотографии? Встречи, которые вы организовываете, тоже платные для участников?
– В Швеции огромную роль играет государственное финансирование. И Центр фотографии поддерживается государством, поэтому мы можем обеспечивать людей зарплатой, оплачивать небольшие расходы, связанные с печатью материалов, иметь свой веб сайт. Но, конечно же, этих денег недостаточно, чтобы регулярно организовывать крупные выставки. И поэтому мы постоянно ищем альтернативное финансирование, альтернативных спонсоров. Ведь фотография – это довольно дорогая вещь! Фотографу нередко приходится отдавать все свои деньги на само производство. Но на такие мероприятия как портфолио-ревю мы получаем отдельное финансирование от государства, потому что Центр фотографии поддерживает рынок фотографии. Мы помогаем фотографам найти работу, занять их чем-то, будь то выставка, коммерческий проект или что угодно еще, чтобы они постоянно были активны. И мы делаем фотографию видимой. Поэтому благодаря нам фотографы могут получать заказы, знакомства, предложения и т.д.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о портфолио-ревю.
– Мы проводим портфолио-ревью уже четвертый раз. Мы предоставляем площадку и организовываем для фотографов встречу с ревюерами: кураторами, галеристами, директорами художественных центров. Обычно фотограф не может встретить этих людей, это очень непросто. Поэтому наша цель – создать это самое место встречи между, с одной стороны, фотографами и, с другой стороны, так называемыми знатоками искусства, то есть людьми, которые могут сделать выставку или издать альбом, если их заинтересуют ваши работы. Это такая возможность найти друг друга. Портфолио-ревю в первую очередь ориентированно именно на фотографов, чтобы они могли показать свои портфолио и потом получить выставку, книгу фотографий, или просто стать кем-то узнаваемым для кураторов. Но это также нужное и важное событие для ревьюеров, например, для кураторов. В чем состоит работа кураторов? Большую часть времени мы проводим за компьютером, занимаемся поиском информации, подготовкой выставок и т.д., и у нас нет ни времени, ни возможности встретить какую-то новую, неожиданную фотографию. И вот мы приходим на портфолио-ревю, и перед нами – целая палитра самой разнообразной фотографии, которую просто приносят и раскладывают пред нами.
– Сколько фотографов обычно принимает участие в портфолио-ревю?
– По-разному. У нас обычно около 12 ревьюеров и 36 фотографов. Получается, что в течение одного дня каждый фотограф может поговорить с шестью разными людьми, и потом столько же на следующий день. Это кураторы музеев, галерей, издатели, все те, кого фотограф хотел бы встретить, но не может, потому что у него, допустим, еще не было никаких известных выставок, чтобы он мог вот так просто прийти к ним и сказать: “Здравствуйте!”. Портфолио-ревю – это возможность для неожиданной, непредсказуемой фотографии выйти на свет. И бывает такое, что сидит директор галереи, видит что-то совершенно новое и классное и говорит: “Да! Я сделаю тебе выставку”. Это, конечно, не так часто случается, но все же случается.
– И есть фотографы, которые регулярно ходят на все портфолио-ревю?
– Это зависит от ревьюеров, ведь они меняются. И не забывайте, что фотографы платят за участие, ведь в их интересах показать свои работы.
– Как часто проходят портфолио-ревю?
– Мы проводим раз в год, уже четвертый год подряд. Вообще-то мы были первой организацией, которая провела портфолио-ревю в Швеции. Четыре года назад это было в новинку для Швеции. Впрочем, и сейчас портфолио-ревю остается чем-то не совсем обычным, но на международном уровне это очень популярно. Еще практикуется такая вещь, когда фотограф приглашает куратора в свою студию. Вот я как куратор могу прийти к вам в студию, и мы пообщаемся где-то от 45 минут до часа. Конечно, за это время мы сможем очень детально обсудить вашу работу, вы сможете показать мне гораздо больше фотографий, чем за 20 минут на портфолио-ревю. Но весь замысел портфолио-ревю состоит в том, что за 20 минут ваши работы бегло просматривают, вы обмениваетесь с ревьюером визитками, а потом, если вы окажетесь интересны друг другу, можно продолжить общение, договориться о том же визите в студию и т.д.
– То есть, смысл портфолио-ревю состоит в большей степени в том, чтобы узнать людей и чтобы люди узнали тебя, но не в том, чтобы тебя научили, как правильно делать фотографию?
– Нет, я бы не сказала, что портфолио-ревю связано с обучением, ведь, когда вы приходите на портфолио-ревю, у вас за плечами уже есть какое-то образование, где вам объяснили основы. Но вы можете получить ценный совет от людей, которые проработали в области фотографии 20-30 лет и у которых наверняка найдется что сказать по поводу вашей работы. Например, они могут посоветовать вам развивать какое-то направление, которое у вас лучше получается или больше вам подходит. То есть, на портфолио-ревю вы получаете фидбэк, некую обратную связь. И если вы спокойно относитесь к критике, то вы должны понимать, что мнение эксперта – это всего лишь одно мнение. Но если шесть человек скажут вам примерно то же самое, то, может быть, стоит об этом подумать, может быть, все же ревьюеры хотят вам в чем-то помочь, посоветовать вам что-то хорошее. Но, конечно, можно также проигнорировать эти советы. По крайней мере, вы получаете дискуссию о вашей работе, что тоже важно.
– Когда у нас появилось объявление о портфолио-ревю, было немало негативных откликов: зачем нам это? Почему так дорого? Кто эти зарубежные эксперты? Что они могут нам сказать? Чему они нас могут научить?
– Ну, если белорусским фотографам кажется, что портфолио-ревю не имеет для них никакого смысла, то они могут просто спросить себя, хотят ли они выставлять свои работы в Швеции? Если да, то тогда надо идти, чтобы, по крайней мере, попытаться.
– Лив, я бы хотела вернуться к теме образования. В Беларуси нет такого количества школ, как в Швеции. И если кто-то хочет учиться фотографии, то выбор учреждений весьма ограничен. Зачастую приходится заниматься самообразованием. Что Вы считаете самым главным в фотографическом образовании?
– Я думаю, что очень важно быть внутри современных дискуссий о фотографии, в дискурсе фотографии. Нужно хорошо знать историю, что уже было сделано, а что нет, потому что вы не можете спокойно сидеть и заниматься тем же, чем и кто-то там в 1960-х, и даже не осознавать этого. Если вы приходите на портфолио-ревю и приносите точно такой же проект, то вам скажут: “Послушайте, был художник, который жил в 1960-х, и он уже проделал эту работу”. То есть, нужно знать историю, и не только историю фотографии своей страны, но и историю всего, что было сделано в мире в области фотографии. Или вот я была в Витебске сейчас…Как разворачивалась история Шагала, Малевича, Лисицкого в 1920-х гг.? Как они стали известными художниками? Как им удалось распространить свои идеи по всему миру? Ведь все началось с маленькой художественной школы в Витебске, когда они там вместе собрались. И это как раз то, что было нужно: люди, которые встречаются, ведут дискуссии, имеют сильную волю к развитию, к движению вперед. И такое может случиться в любом месте, в любом маленьком городе, в Минске, в Витебске, в Стокгольме. Вместе собираются нужные люди, у которых есть дух творчества, и они начинают дискуссию, задающую тон, дискуссию, которая поведет за собой людей…
– А когда все это началось в Швеции? Когда началась шведская фотография?
– Конечно, у шведской фотографии есть своя история и, конечно, у нас есть великие предшественники, которые работали в 1960-х, например, Кристер Стромхолм (Christer Stromholm), Андерс Петерсен (Anders Petersen). Все они боролись за то, чтобы фотография получила статус искусства. И только в конце 1980-х - начале 1990-х наступило время, когда уже никто не сомневался в том, что фотография является искусством. И тогда появились очень влиятельные женщины-фотографы, которые начали приносить модные идеи с Запада, от западных авторов, от Барбары Крюгер, Шерри Левин и т.д. То есть, именно в конце 1980-х в Швецию прорвался постмодернизм и концептуализировал фотографию.
– Можно ли сказать, что шведская фотография существует сегодня как что-то цельное, узнаваемое, отличное от всего остального, что у нее есть свое лицо?
– Не совсем так. Конечно, в рамках системы образования отдается предпочтение определенной фотографии. Но шведская фотография далека от того, чтобы быть такой видимой как, например, Хельсинская школа. У них ведь очень узнаваемая эстетика, так что, глядя на случайную фотографию, можно почти угадать: “О, это же Хельсинская школа”. И я бы не сказала, что у шведской фотографии есть такая единая и осознанная эстетика. Наша фотография в этом смысле похожа на всю шведскую культуру, очень разрозненную, подверженную разным влияниям. Порой также пытаются проводить параллели между шведской фотографией и нордической природой, но это больше похоже на миф. Впрочем, любой фотографии нужны свои мифы.
Минск, 19 февраля 2009
No comments:
Post a Comment