Sunday, May 10, 2009

Фотографии, которые пригодились. Встреча с Игорем Мухиным в Минске

Опубликовано на "Фотоскопе": http://photoscope.by/persons/view/21.html

21 февраля 2009 г. в зале Музея истории белорусского кино состоялся организованный Школой фотографии семинар Игоря Мухина “Жанровая фотография”. Пожалуй, ничто на этой встрече не охарактеризовало Игоря Мухина так хорошо, как неспособность ответить на вопрос, сколько времени занимает у него работа над каждым проектом. Проекты с четким началом и концом, планирование, управление временем, строгие критерии оценки, унифицированные стандарты качества – вся эта лексика, казалось, существует в каком-то другом измерении, отличном от того, в котором живет Мухин. Здесь фотографию вряд ли можно назвать работой, обязательством, службой. Напротив, в этом измерении фотография является чем-то естественным, как разговор или письмо. Вот только по какому-то неожиданному стечению обстоятельств она оказалась также источником заработка и общественного признания. В то время как другие фотографы начинают с увлеченного перечисления фотографических школ, курсов, организаций и имен своих известных учителей, Мухин спокойно рассказывает про учебу в строительном техникуме, годы безработицы и кризис среднего возраста. Нет, я не пытаюсь романтизировать русскую душу и противопоставлять Восток Западу, но лишь хочу обозначить, что Игорь Мухин культивирует особое отношение к фотографии.


Тема советской молодежи не возникла в результате трезвых расчетов о перспективности подобного рода проектов. “Я просто слушал рок-музыку, ходил на концерты и фотографировал. Я не снимал за деньги и не публиковал за деньги”, – объясняет Мухин. Его комментирование фотографий очень близко рассказу историка: какими бы интересными ни были фотографии сами по себе, они прежде всего поданы как свидетельства, помогающие нам сегодня представить специфику ушедшей культуры. Героями фотографий оказались не только случайные прохожие, но и известные музыканты: Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Олег Гаркуша, Петр Мамонов, Александр Башлачев, Юрий Шевчук, Артемий Троицкий, Гарик Сукачев и др. Серия о советской молодежи запросто может стать учебником или увлекательным путеводителем по альтернативной культуре конца 1980х. И cам Игорь Мухин прекрасно осознает историческую ценность своих фотографий: “Людям стало интересно смотреть, как тогда выглядело время. Вот здесь я вообще-то фотографировал луч солнца, но сейчас эта фотография интересна тем, что можно увидеть это большое радио, которое стояло у людей на кухне”*. Тема закончилась так же, как и началась: без всякого заранее продуманного плана. Рок-музыку захватил шоу-бизнес, со звездами уже нельзя было просто так встретиться в неформальной обстановке, зайти за кулисы, выкурить сигарету, без спешки сделать пару снимков. Тема перестала быть интересной, но наработанный материал удачно вписался в круг других советских тем и даже “пригодился” для прессы.

Такими же естественными и естественно размытыми по реализации оказались серии “Фрагменты”, “Советские монументы” и “Скамейки”, продолжающиеся, впрочем, до сегодняшнего дня. Идея, стоящая за ними, проста: фотографировать исчезающие, разрушенные, разломанные на части советские памятники. В начале 1990х известные российские художники Комар и Меламид организовали международный проект "Монументы: трансформация для будущего" для того, чтобы привлечь внимание к варварскому уничтожению памятников советской эпохи. Вместо уничтожения художники предлагали переосмысление истории и повторное, как правило, ироничное, использование старых символов в новом контексте, например, для рекламы. Свой вклад в осмысление советского прошлого внес и Игорь Мухин, объездив с фотоаппаратом различные уголки России. И пока еще на постсоветском пространстве нет розового памятника Ленина с пылесосом, а на Красной площади не построили второй мавзолей, но уже есть документальный архив советских монументов, доживающих свои последние годы: памятники обшарпанные, сломанные, перенесенные в несвойственное им окружение, из площадей в маленькие дворики, заросшие парки, в поле, на обочины дорог. При рассматривании этих фотографий возникает то неожиданное головокружительное ощущение, когда сидишь в поезде и думаешь, что уже тронулись, а на самом деле это просто проехал по соседнему пути состав, ты же остаешься в неподвижности. Эти памятники так уверенно заманивают в свой мир, что мне, не повидавшей цветущую советскую эпоху, так и хочется соблазниться зазывной риторикой их жестов. Но стоит только поддаться фантазии, как глаз замечает контекст (тот самый ландшафт), который недвусмысленно сообщает: время-то ушло, тот мир остался в прошлом, ваши пути разошлись, и после этой короткой паузы рассматривания ты отправишься в совершенно другом направлении.

О мухинских фотографиях говорят как о документальных, репортажных и художественных одновременно. И сам Мухин с увлечением объясняет, как он приходит к получению нужного снимка и какое внутреннее устройство кадра его интересует. Почти на всех фотографиях присутствует активный задний план. Модель думает, что фотографируют только ее. И нам, зрителям, кажется, что фотограф хочет снять только модель, а все остальные детали, попавшие в кадр, случайны. Но это не так. Показывая принты, из которых отбирались фотографии, Мухин описывает, как он каждый раз охотился как раз за этими случайными деталями. В каждой ситуации фотограф видит гораздо больше, чем видит модель, и этим преимуществом пользуется. Вот девочки-подростки празднуют выпускной: но луна за их головами не случайна. Вот участники группы “Коррозия металла”: но без двух скучающих милиционеров сзади фотография вряд ли бы получилась**. Взгляд Мухина часто называют снайперским, подчеркивая его талант мгновенно выхватывать из потока точечные, но динамичные микросценки. В результате мы имеем фотографии, которые можно подолгу рассматривать, которые приглашают нас в полное неожиданных находок визуальное путешествие.

Поклонники Игоря Мухина знают, что помимо официального сайта у фотографа есть несколько блогов, в Живом журнале (im-foto.livejournal.com), на страничке http://www.flickr.com, http://moukhin.blogspot.com и др. Ведь сегодня быть видимым означает также быть видимым в Сети. Это расширяет аудиторию, упрощает коммуникацию. Но в то же время Мухин интересно рассказывает о том, как Интернет изменяет фотографию. Если раньше, начиная какую-то серию, фотографу нужно было все искать самому, то теперь, имея блог с тысячной аудиторией, достаточно повесить объявление, чтобы все прислали, например, фотографии своих дворовых скамеек, и таким образом собрать архив. Более того, можно даже вступать в коммуникацию с авторами, прося их подкорректировать присланный материал. Это не значит, однако, что типологические проекты в духе Бехеров теряют сейчас ценность, скорее Интернет и доступность цифровых технологий предъявляют к ним иные требования: это запрос на новую еще никем не исследованную тему и неповторимый авторский стиль.

Также в значительной степени Интернет предопределяет и содержание реальных встреч фотографа с любителями фотографии. Может возникнуть иллюзия, что хорошая представленность фотографа в сети (через блоги, портфолио и исчерпывающую подборку рецензий) не оставляет шансов сказать что-то новое. Но это не так. И мой опыт посещения подобных встреч (особенно популярных в Варшаве) говорит, что это всегда особое откровение, не сопоставимое и с сотнями постов в электронных журналах, откровение отдельного автора, через которое мы может приблизиться к постижению смысла фотографии в целом. Будем надеется, что для Игоря Мухина приезд в Минск оказался таким же интересным, как и для минских фотографов оказалась интересной встреча с Игорем Мухиным. И будем надеяться, что эти встречи повторяться уже в самом ближайшем будущем.

* http://moukhin.ru/20_let/images/20let_12.jpg
** http://korroziametalla.info/photos/pictures/rare/pauk_borov_natasha.jpg

2 comments:

Nudebody said...

Спасибо с интересом прочитал статью.

Faith P said...

Thoughtful blog thanks for posting.