Tuesday, October 27, 2009

Фотография как метафора


Летние каникулы, как всегда, пролетают очень быстро в бесконечных поездках, встречах и знакомствах, но все это время книжные магазины и издательства продолжали свою работу и подготовили немало интересных новинок. Одна из них от польского издательства Universitas, перевод с немецкого книги Берна Штиглера “Образы фотографии. Альбом фотографических метафор”. Настоящий подарок для теоретиков фотографии. Книга, которую, безусловно, нужно иметь в домашней библиотеке.





“От других медиа фотография отличается тем, что за время своего существования она собрала вокруг себя множество метафор, которые начали определять в равной степени как ее теорию, так и практику. Иногда кажется, что фотографический аппарат – это метафоротворческая машина, а сама фотография – это метафора”, – пишет автор в предисловии. Книга построена в виде энциклопедии с алфавитным списком из 55 статей, каждая из которых объясняет одну фотографическую метафору: “Архив”, “Библиотека”, “Тень”, “Автоматическое письмо”, “Эквивалент”, “Черная магия”, “Место преступления”, “Память”, “Письмо”, “След”. “Смерть”, “Свидетельство” и т.д. Автор аккумулирует известные и малоизвестные тексты в длинные библиографические списки в конце каждой статьи и пытается выбрать из них все те фрагменты, которые работают на создание и проговаривание тех или иных метафор. Например, в короткой статье “Оружие” (а нужно отметить, что статьи в этой миниэнциклопедии не превышают трех страниц) собраны высказывания Марея, Вирильо, Моголи-Надя, Юнгера, Фризо и еще семи других теоретиков. Однако мы не имеем здесь дело с неким цитатником. Штиглер систематизирует высказывания в цельный нарратив, группируя или противопоставляя разнообразные позиции. В результате даже самая короткая статья дает представление о проблематике, дискуссиях и “расстановке сил”, скрывающихся за каждой метафорой.

Фотография как летописец, такова одна из метафор. Согласно Вилему Флюссеру, с изобретением фотографии история вошла в новую фазу постистории. Если раньше на историю можно было смотреть как на непрерывный поток, текущий куда-то в глубину веков, то с появлением фотографии этот поток стал постоянно преграждаться все новыми и новыми плотинами технических образов. В реке истории начали образовываться затоки, где, остановленная образами, вода кружит на одном и том же месте. С появлением фотографии не осталось никаких сомнений в существовании истории. “Возможно, в нас заложено непоборимое сопротивление любой вере в прошлое, в Историю, которая не принимает форму мифа. Фотография впервые это сопротивление преодолевает: прошлое с ее появлением становится столь же достоверным, как и настоящее, видимое на бумаге так же надежно, как то, к чему прикасаются. Именно с приходом Фотографии — а вовсе не, как уже сказано, с изобретением кино — связан водораздел в мировой истории”, – пишет Ролан Барт в “Camera lucida”. (Интересно, что “Camera lucida” и в этот раз присутствует как наиболее часто цитируемый источник, хотя в списке статей нет пресловутого студиума и пунктума.) Генрих Гейне восхищается фотографической летописью, которая сохраняет для будущего настоящее в том виде, в каком оно есть. Но это восхищение не разделяет Зигфрид Кракауэр: фотография – это не зеркало мира, как и история – не зеркало реальных событий. Близость фотографии и истории, их практическую “аналогичность” Кракауэр видит в том, что фотограф вынужден сталкиваться с теми же проблемами при регистрации реальных событий, что и историк: использовать свой опыт, чтобы совершить отбор и придать сырому материалу форму.

“Альбом метафор” предлагает свою собственную систематизацию истории и теории фотографии, приглашая нас заново прочитать уже знакомые тексты и по-новому взглянуть на уже знакомые факты, а также дополнить наше знание новыми интересными размышлениями. Нужно также отметить, что каждая статья энциклопедии проиллюстрирована фотографиями, в основном 19-го века, как известными (“Слепая женщина” Пола Стрэнда для статьи “Слепота”), так и снимками из личного архива автора. По замыслу Штиглера иллюстрации нужны для того, чтобы наряду с метафорами участвовать в создании образов фотографии.

No comments: