Выставка «Радиус нуля» прошла еще в марте, а говорят о ней до сих пор. Мы собрали мнения интересных и уважаемых людей о мероприятии – все-таки это была одна из самых увлекательных и значимых выставок в стране за долгое время.
http://kyky.org/mag/art/postskriptum-radius-nulia
Светлана Полещук, преподаватель истории и теории фотографии ЕГУ,
исследователь и критик искусства
исследователь и критик искусства
«Радиус нуля» – грандиозный проект, в реализации которого участвовали (если посчитать вместе кураторов, художников, критиков и экспертов) 35 человек! Я не припомню, чтобы у нас часто случались такие проекты. Для меня как для исследователя и критика выставка была интересна не только демонстрацией художественных проектов, но и своеобразной демонстрацией достижений в области арт-критики: кто на сегодняшний день является экспертами в области белорусского искусства и какие тексты эти эксперты производят. Эту тему довольно резко прокомментировал в интервью Руслан Вашкевич, когда назвал белорусских критиков «неподъемной “критической” массой» и высказал предположение, что многие критики комплексуют по поводу своей компетентности, потому что «одно дело учить студентов, другое дело – выходить с серьезными текстами в пространство, в мировой эфир». И в этом смысле участие критиков и работа, которую они проделали до начала выставки, во время выставки, а также их статьи для будущего каталога, – это отдельная и крайне любопытная тема для размышлений.
Еще один аспект, который также проявился в проекте «Радиус нуля» в связи с участием арт-критиков. Это проблема легитимации: белорусским критикам все еще приходится доказывать, что они являются полноправными игроками в поле искусства. Здесь могу описать проблему на личном примере. В своем исследовании, посвященном форуму «Знята», я уделила большое внимание методологии, так как методология, по сути, верифицировала проведенную работу и полученные выводы и тем самым легитимировала исследование изнутри. Со стороны фотографов я пока получаю крайне негативные отзывы по поводу своего исследования. Но если резюмировать эти претензии, то они как раз касаются не содержания исследования, а его легитимации: что текст держится на внутренней легитимации и не нуждается во внешней. Иными словами, я действительно ни у кого не спрашивала разрешения, какую мне тему выбрать, как ей заниматься, согласны ли со мной фотографы или нет, нравится им это или нет, хотят ли они именно этого или чего-то другого, дают ли они добро и благословение на мою работу и т.д. То, что работа критика была осуществлена в обход этой внешней легитимации со стороны сообщества фотографов, вызвало волну возмущений. Но, думаю, фотографам, как и всем другим художникам, пора привыкать, что критики не являются обслуживающим персоналом и не находятся под контролем авторов. Критики – это тоже авторы. Самостоятельные авторы.
No comments:
Post a Comment