Wednesday, January 14, 2009

Туристическая фотография. Размышления после путешествия

Статья вместе с моими фотографиями красуется в библиотеке известного журнала "Хулиганствующий элемент” по этой ссылке

http://art.photo-element.ru/analysis/poleschuk/poleschuk.html

Как фотографировать город, если оказываешься в нем впервые? Наверное, первое желание, в котором никто не может себе отказать, это простая документация достопримечательностей и всего интересного. Для этих целей сгодится любой фотоаппарат и даже мобильный телефон, потому что качество снимков отходит на второй план по отношению к их функции неоспоримого свидетельства: эта фотография говорит о том, что мы там были и видели это своими глазами.


Так как список достопримечательностей достаточно жестко прописан путеводителями, то совершенно предсказуемо присутствие определенных объектов на туристической фотографии. По снимкам можно судить о проделанной в городе работе (ведь потребление – это тоже в каком-то смысле работа): до каких мест удалось дойти, а какие впечатления были безвозвратно упущены. Но совершенно иначе структурируется оценка, когда речь идет о фотографировании интересного. Что такое “интересное” каждый решает индивидуально, ориентируясь на свои знания и опыт. Попадая в неизвестный город, турист начинает чувствовать себя рассказчиком, автором-составителем своего собственного путеводителя.

Придерживаясь протоптанных маршрутов, мы не перестаем думать о том, что идем своим путем. Мы открываем для себя новые объекты и нам кажется, что мы можем увидеть что-то оригинальное. При достаточном наличии времени мы уже не хотим слепо повторять путеводитель, но пытаемся формировать свой собственный визуальный ряд. Однако отрезвление от увлечения собственной креативностью приходит, когда удается просмотреть фотографии, сделанные другими туристами (например, полистав фотоблоги). Оказывается, что все приезжие делают более-менее похожие фотографии: город впечатляет всех одинаково. Например, на узких улочках хорватского Сплита туристы выстраивались в очередь, чтобы сфотографировать веревки с бельем, протянутые от одного дома к другому. Ни один путеводитель не разместит виды сохнувших купальников, но тысячи туристов увозят в собой этот образ как нечто “интересное”, “местное” и заслуживающее внимания.

Когда я оказываюсь в новом городе, то всегда думаю о том, что произвожу точно такой же визуальный материал, как и все другие туристы, и мои попытки быть оригинальной обречены, потому что там, где я стараюсь показать нечто особенное, это же самое делают и все остальные. В связи с этим возникает вопрос, как можно выйти на такой уровень видения города, чтобы моя фотография перестала быть типично туристической? Наверное, первое решение, которое напрашивается, это попытаться провести в городе как можно больше времени, чтобы узнать его лучше. Однако как нужно “узнавать” город, чтобы в результате получился иной визуальный образ?

В любом случае, если заниматься производством иной, альтернативной визуальности, нужно понимать, от чего мы себя отстраиваем (в этом смысле я не верю в наивную оригинальность): от любительской туристической фотографии, от официальной фотографии альбомов, каталогов и путеводителей, от местной художественной среды и т.д. Именно поэтому на каком-то этапе знакомства с городом имеет смысл познакомиться и с его репрезентациями.

Еще один вопрос, который может беспокоить – это проблема репрезентативности. Составляя фотографическое эссе и подписывая его названием города, мы вынуждены стремиться к объективности. Можно ли рассказывать о городе и не показать ни один из его видов, по которому его можно будет легко идентифицировать? Можно ли, прикрывшись общим названием города, развивать более узкие темы: бары, лица, женщины, парки и т.д.? Ведь если город окажется неузнаваем на этих фотографиях, то как мы можем сказать, что они об этом городе? Поиск альтернативных репрезентаций города балансирует, таким образом, между проблемой нахождения иных способов визуализации и проблемой сохранения миметических связей с городом.

Однако можно ли ожидать от туристической фотографии нечто большее, чем простую фиксацию образов? Может ли турист в принципе заниматься развитием неких альтернативных визуальных репрезентаций? Не противоречит ли это самой идентичности туриста? Ведь турист не предоставлен самому себе, а туристическая фотография не заканчивается с завершением путешествия. В каком-то смысле только после путешествия она начинает свою подлинную жизнь: в демонстрации собранных трофеев родственникам и друзьям.

Есть целое направление в теории фотографии, которое занимается проблемами социального использования фотографии. Еще в 1960-х французский социолог Пьер Бурдье писал о фотографии как инструменте социальной интеграции. Фотография пары на фоне Эйфелевой башни означает не просто путешествие, Эйфелеву башню и факт присутствия в Париже. Прежде всего этот снимок говорит об отношениях между людьми: они вместе. Пространственное отдаление члена семьи от дома не просто заканчивается возвращением, но возвращением, которое обязательно сопровождается рассказом о путешествии. А когда фотографические аппараты стали массово доступны, рассказы стали дополняться показом картинок. Этот рассказ, фотографии и подарки, через доверие и посвящение, помогают объединить семью и укрепить семейные связи, которые в современное время разрушаются с устрашающей поспешностью. Туристическая фотография становится частью семейного архива и семейной памяти.

Ту же функцию интеграции туристическая фотография выполняет и в Интернете, когда мы размещаем ее на блогах и наших персональных страничках. Далекие друзья и виртуальные “фрэнды” обязательно прокомментируют ваши приключения, используя еще один повод для поддержания с вами связи и сближения. И, таким образом, будучи предметом функциональным, а не ценным в самом себе, туристическая фотография приобретает свою характерную эстетику: фронтальность, центральная композиция, обязательное присутствие людей в кадре. Ведь это лучший способ представить подтверждение-документ.

Так, в туристической фотографии желание самовыражения отходит на второй план. Мы вступаем в область воображаемого. И вот уже перед нами не реальный город, а город-фантазия, где мы, как путешественники, счастливы и активны: мы наслаждаемся красотами, весело проводим время в окружении симпатичных друзей, нежимся на песочных пляжах и пробуем угощения местной кухни. Разве может быть путешествие другим? Разве может быть путешествие скучным или грустным? В реальности да, но не в нашей фантазии. И мы используем всю силу фотографии, чтобы придать нашей фантазии реальный вид для того, чтобы потом убедить в этом все наше ближайшее окружение.

Таким образом, все, что мы ждем от туристической фотографии – это отчет и отличное качество, способное наиболее красочно передать экзотику чужих стран. Стереотипное берет здесь верх над альтернативным, коллективное над индивидуальным. Несмотря на то, что фотографии с путешествий подаются как естественные, простые, наивные, объективные, на самом деле они разыгрывают целый спектакль воображаемой совместности и счастья. И, возвращаясь к главному вопросу – как возможно создание альтернативных репрезентаций нового пространства, – можно сказать, что первым шагом будет отказ от идентичности туриста, которая по определению мощно вплетена в доминирующую мифологию коллективности.

1 comment:

Светлана Полещук Святлана Паляшчук Svetlana Poleschuk said...

Размещу здесь, чтобы не потерялись размышления уважаемой tatiana_avgust, озвученные в ее жж
http://tatiana-avgust.livejournal.com/67928.html?view=351064

Интересная статья от istota_rzeczy о туристической фотографии
Близкая мне тема - можно сказать, вечная фотографическая боль
Как преподнести свой туристический опыт в фотографии не стереотипно? Даже если отклонятся от наиболее массовых и протоптанных маршрутов, очередная карточка красивых мест или жизни ее обитателей - общее место. Мне кажется, есть следующие продуктивные стратегии:
1. стиль National Geographic - "real life" (тоже довольно популярный) - нарочито смазанные, не гламурные карточки жизни какого-нибудь городка, небольшого сообщества, ставящие цель передать скорее настроение, чем показать. Приветствуются кадры бытовой жизни, работы, общения жителей изучаемой страны. Никакого прямого взгляда, камера как бы "не существует", заменяет взгляд. Правда, в пейзажах этот подход не работает.
2. собственный стиль everywhere - естественно для тех, у кого этот стиль уже есть. Личность фотографа доминирует над пространством - он как бы управляет им, подчиняет своему замыслу. Очень трудный, но почетный путь - не просто "подглядывающий", а подчиняющий своей идее, своему пониманию, как это место или люди должны выглядеть.
3. пост-обработка. Можно воспринимать карточки из поездок в качестве промежуточного сырья, с помощью которого последующей обработкой (Photoshop, коллаж, рисунок, текст) можно создать свою фантазию, нарушить реальность. Одни фото легко соединяются с другими и их наложение создает неповторимое прочтение.

Мне кажется, что с точки зрения фотографического честолюбия гораздо "честнее" работать в своей родной среде - не будешь покупатся на экзотику, сложно найти сюжет, преподнести. Но если путешествие, как море, зовет по ночам, то лучше учится создавать нетуристические туристические фотографии.